19 ноября 2018 г. 22:43

Рассказ о Почетном гражданине Самары, восемнадцать лет проработавшем мэром нашего города

Грань невозможного

Вначале представлю того, О ком хочу рассказать. Алексей Андреевич Росовский. Кавалер четырех орденов Трудового Красного Знамени, двух орденов Почета и многих медалей. Родился 6 апреля 1923 года в семье служащего в селе Степановка Сумской области. Образование высшее. С 1964 по 1982 год работал председателем Куйбышевского горисполкома. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, Советов местных уровней. Женат. Двое взрослых дочерей. Помогает воспитывать им двух внуков и внучку. Впрочем, детали и уточнения позже.


В биографии каждого человека бывают моменты, которые определяют его дальнейшую судьбу. У Алексея Андреевича этим стало его распределение по окончании Сумского техникума химического машиностроения в город Куйбышев на завод № 122 наркомата авиапромышленности. Оно имело свою внутреннюю логику тогда, весной 1941 года, когда он вместе с другими студентами отделения холодной обработки металлов резанием защищал диплом. Стране как воздух были нужны знающие и энергичные специалисты на оборонных заводах.

Уже вовсю грохотал смерч Великой Отечественной войны, немецкие бронированные клинья рвались к Минску и Риге, а шестнадцать юных выпускников техникума с Сумщины, среди которых и Андрей Росовский, в товарном вагоне шесть суток добирались до города на Волге. Навстречу им то и дело попадались литерные воинские эшелоны.

- Нашими попутчиками были люди, бежавшие от фашистов, - вспоминал Алексей Андреевич, - евреи из Житомира, Бердичева и других украинских городов. Мы же ехали работать ради победы. Со мной тряслись в товарняке Паша Соляник, Николай Голоденко, Апполинарий Коломейчук, Яков Шевченко и другие. И вот добрались до Безымянки. Меня определили конструктором в заводское бюро стандартизации, потом технологом в цех № 77, где выпускали самолетный крепеж: гайки, заклепки, винты, хомуты. С 1942 года все куйбышевские штурмовики улетали на фронт с крепежом нашего цеха. После работы еще приходилось трудиться на американском станке-полуавтомате. Жилось трудно. Все было: и голодно, и холодно, и тяжело. Но не унывали. Наверное, потому, что молодые были. Даже в футбол играли. В команде "Крылья Советов" был первым вратарем. Можете представить, выполнив или перевыполнив военный заказ, мы еще успевали и футбольный мяч погонять. Поэтому, наверное, и фашистов победили...

Мой собеседник вроде уже в годах, но у него, на зависть многим молодым, стремительность движения, замечательная память и поразительная работоспособность. Он до сих пор грудится в одном из департаментов городской администрации.

От тех, кто его хорошо знает, слышал: Росовский - это человек-легенда в Самаре. Он, по сути, построил второй город. Причем за свою активность в организации строительства еще в хрущевские времена получил... выговор прямо в Москве на заседании ЦК КПСС. Но об этом разговор чуть позже.

И еще об Алексее Андреевиче говорят, у него правило: или делать очень хорошо, или не делать вообще. Грани невозможного для него нет.

- В 1951 году меня избрали в состав парткома завода и заместителем секретаря по пропаганде и агитации, - продолжал рассказывать Росовский. - Потом стал парторгом ЦК КПСС на заводе "Прогресс". Выпускали очень нужные для обороноспособности страны самолеты Ил-28, а позже Ту-16. Затем доверили руководить Кировским райкомом партии. Это сейчас разное говорят о тех временах, приклеивают ярлыки. Но мы трудились не покладая рук, жили бурно. И первая наша забота - не набить собственный карман, а помочь людям. Тогда надо было строить жилье, переселять рабочих из бараков, построенных наспех в войну. Так, взяли за основу так называемый "горьковский" метод. Это когда начальник цеха завода получает для своих рабочих-очередников земельный участок, ищет материалы и после трудовой смены на предприятии организует силами своего коллектива строительство домов. Сколько тогда людей справили новоселье!

Кроме жилья возвели хлебозавод № 5, кинотеатры "Огонек", "Луч", Дворец культуры на площади имени Кирова. Причем за Дворец культуры получил выговор с формулировкой: "За активное содействие в строительстве с большими излишествами Дворца культуры в Кировском районе города Куйбышева". Тогда накануне на правительственном уровне приняли постановление об устранении излишеств в строительстве и архитектуре. И вот угодил под его маховик.

Но если по большому счету, то Росовский был во сто крат прав. Он делал все возможное, чтобы строители возвели Дворец культуры в подлинном понимании смысла этого слова.

С 1964 года он возглавил Куйбышевский горисполком. На такую ответственную должность за красивые глаза и умение говорить правильные речи не назначают. Нужны знания, широкая эрудиция и умение ладить с людьми.

- Со мной работали замечательные специалисты, - говорит бывший мэр. Специалисты с большой буквы. Николай Кузьмич Тарасов, Геннадий Григорьевич Борисов, Юрий Михайлович Врублевский, Алексей Семенович Федоров, Антонина Григорьевна Козеева, Тамара Григорьевна Сухобокова и сотни других.

Что интересно, Росовский рассказывает о тех, кто трудился под его началом, только хорошее, вспоминает самое доброе. Наверное, поэтому каждый и работал в его команде с полной отдачей.

Говорят, что у руководителя города тысяча забот. Думается, это правильно. Надо хорошо разбираться в жилищно-коммунальном хозяйстве, ведать о проблемах народного образования, постоянно советоваться с организаторами здравоохранения, культуры и спорта. И главное - заботиться о простых людях, знать, как они живут, в чем нуждаются.

"Вот про Алабина нашим землякам известно многое, а про то, что Алексей Андреевич Росовский построил, по сути, второй город, большинство самарцев не знают, - слышал недавно от одного уважаемого в нашем городе человека. - Правда, кто постарше, тот, конечно, не забыл, но сорокалетние уже не помнят, что было на месте Ново-Садовой, проспекта Ленина, улиц Гагарина, Тухачевского, Мичуринского и Приволжского микрорайонов. Не знают, что нашим метро мы обязаны лично Алексею Андреевичу. И еще Петру Васильевичу Аистову, очень рано, к сожалению, от нас ушедшему. Не знают, что аж 12 лет ушло у них на пробивание в правительстве самой идеи самарского метро. Вот только один характерный штрих из истории времен работы Алексея Андреевича. В его бытность председателем горисполкома возведены Дворец спорта, цирк, гостиница "Театральная", бассейны СКА, "Нептун", "Локомотив", ЦУМ "Самара", универсам № 3. А монумент Славы и площадь? Опять-таки личная заслуга мэра Росовского".


Информация к размышлению. За 1965-1982 годы в Куйбышеве введено в эксплуатацию 9630 тысяч квадратных метров общей жилой площади, или, другими словами, - построен второй такой же город по количеству жилой площади, каким он был к 1965 голу. Получили жилье горожане из снесенных ветхих домов в Силикатном и Беломорском оврагах, на набережной от завода КИНАП до Силикатного оврага. Получили благоустроенное жилье люди из 2200 ликвидированных бараков и 4500 подвалов.


Особая тема - строительство самарского метро. Вот что услышал от Росовского. В далеком 1965 году правительство распорядилось во всех крупных городах разработать "Комплексные транспортные схемы развития всех видов городского транспорта". В Куйбышеве такую работу проделали специалисты московского института "Гипрокоммундортранс" под руководством Павла Павловича Дохтурова. Изучив пассажирский поток и рассчитав на перспективу, специалисты сделали вывод: дальнейшее развитие всех видов городского транспорта в Куйбышеве невозможно без внеуличного транспорта. Под последним подразумевалось метро.

"Когда "Комплексная схема" была утверждена, - говорил Алексей Андреевич, - через партийное и советское руководство области мы обратились в союзное правительство с просьбой разрешить подготовку технико-экономических обоснований проектирования метро". В город приезжали две столичные комиссии для изучения этой проблемы. Причем каждая пыталась отговорить руководство Куйбышева отказаться от строительства метро. Но тщетно. Правда, была и еще одна попытка.

Однако с помощью областного руководства Росовский и его команда добились своего. В 1977 году увидело свет правительственное постановление, где говорилось о начале проектирования в 1978 году первой очереди метрополитена в городе Куйбышеве, имея в виду приступить к его строительству в одиннадцатой пятилетке.

Но сколько ради этого решения пришлось сжечь нервных клеток?! Спорить, порой и конфликтовать со столичными чиновниками. До сих пор он помнит разговоры с некоторыми из них. Однако добился своего. И как мы должны быть благодарны вам, Алексей Андреевич!

Жизнь... Она у Алексея Андреевича Росовского сложилась и получилась яркой, интересной. Он многое сам изваял в своем характере. Достиг высокой должности и вроде никому не обязан. Но это если смотреть с формальной точки зрения.

По большому же счету, то многое он получил от людей. Людей самостоятельных, самобытных и интересных. От своего отца Андрея Петровича, павшего на фронте в сорок втором году, матери Марии Васильевны. С большой теплотой он вспоминает и своих первых заводских наставников: Виктора Яковлевича Литвинова, Тихона Ефимовича Чернова, Ноя Исааковича Иткинда и других.

- Сейчас нелегко главе Самары Георгию Сергеевичу Лиманскому, - размышляет Росовский. - Заводы стоят, денег в городской бюджет поступает мало. А нужно чистить улицы, отселять людей из ветхих домов, развивать образование, здравоохранение. Но вижу, как он старается. И желаю ему успехов!

Хотел было поставить точку, но не мог. Вспомнил, как Алексей Андреевич рассказывал, что он стоял у истоков рождения городской газеты "Волжская заря".

"Куйбышеву нужна была вечерняя газета, - говорил ветеран. - Издание, где бы рассказывалось о жизни города и о проблемах его жителей. Ведь в ту пору в центральных и областных газетах было столько официоза, что читать надоедало. Думали, что свежую струю внесет новое издание. И добились появления "Волжской зари". А кое-кто утверждал, дескать, это невозможно".

Николай Чеботарев
"Вечерняя Самара"
4 апреля 1998 года.

© 2000-2018 Официальный сайт ФК "Крылья Советов" Самара. При использовании материалов сайта ссылка обязательна. v3.90 beta. Created by A. Kalmykov & A. Nikolaev.